АртЭкообъект 9 "Кубанское подворье" представлен в виде казачьего подворья, его хозяев казака Захара и казачки Анфисы:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему:
«Тепло и уют в казачьей хате»
Программные задачи:
1. Дать детям доступное их пониманию представление о жизни из предков.
2. Воспитывать любовь к малой Родине и родному краю.
3.Учить
детей внимательно слушать рассказ, отвечать на поставленные вопросы,
закрепить умение выразительно читать стихотворение.
4. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
5.
Закрепить представления о быте казаков в прошлом и современной жизни в
казачьих станицах и знание основных традиционных ремесел.
6.
Учить лепить вареники из теста, развивать мелкую моторику, умение
прищипывать и оттягивать тесто. Развивать ловкость, координацию
движения, чувство соперничества.
Наглядный материал. Иллюстрации хат казаков в прошлом, макет «Подворье казака» и макет «Тепло и уют в казачьей хате», чугун, свежие
овощи, тесто, творог, доски для лепки, стеки и ложечки по количеству
детей, салфетки, музыкальное аудио с кубанской песней «Варенечки».
Словарная работа: Подворье казака, хата, хлев, конюшня, сено, стог, колодец, мельница, телега, изгородь, хутор, станица.
Предварительная работа: беседы
о быте и традициях кубанских казаков, просмотр фотографий и картин с
изображением казаков. Заучивание и понимание смысла кубанских пословиц и
поговорок.
Ход занятия.
В одной стороне групповой комнаты стоят полукругом стульчики, в другой стоит макет «Кубанского подворья».
Дети входят в группу, садятся на стулья.
Сегодня мы будем беседовать о том, как жили, на Кубани ваши прабабушки
и прадеды, какие традиции были в старину у кубанских казаков. И для
этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их
жилище, утвари, одежде, традициях. И вы должны это знать.
Родина
для каждого из нас начинается с родного города, села. С весёлого шума
деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних
кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов
дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое
близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.
Чтение стихотворения:
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
П. Воронько
Воспитатель задаёт вопрос детям:
Воспитатель. Ребята, где мы с вами живем?
Дети. Мы живем на Кубани.
Воспитатель. А как называется наш край?
Дети. Наш край называется Краснодарский
Воспитатель. А кто знает, как называется наш город?
Дети. Краснодар .
Воспитатель. А кто знает, какая протекает у нас река?
Дети. У нас протекает река Кубань.
Физкультминутка.
(Дыхательная гимнастика)
Люблю тебя, земля родная.
Куда не глянь – поля без края
Течет Кубань, пестрят луга…
Ой, земля моя родная,
Всегда ты сердцу дорога.
Рассказ воспитателя.
Давайте пройдем с вами к макету. Это кубанское подворье, посмотрите на него и послушаете мой рассказ.
Давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в
хуторах и станицах. Семьи были большие, состоящие из 10 и более детей,
родителей.
У каждой семьи было свое подворье, которое огораживалось изгородью.
Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.
Вся семья жила в одной хате, так назывался дом, где жили люди.
Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.
В хате было два, три окна и двери, посреди хаты висела люлька с
младенцем, стояла большая печь, стол, лавочки, кровать с вышитыми
подушками и покрывалом, главным украшением хаты была икона с рушником.
Казак одет в рубаху, шаровары, папаху, сапоги. А казачка одета в рубаху, юбку, передник, на голове лента.
Вопросы к детям по рассказу:
Воспитатель. Где жили казаки с семьями?
Дети. Казаки с семьями жили в хуторах, станицах.
Воспитатель. Как назывался дом раньше?
Дети. Дом раньше назывался хата.
Воспитатель. Как называется по-другому забор?
Дети. Забор по-другому назывался изгородь.
Воспитатель. Чем раньше укрывали крышу?
Дети. Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.
Воспитатель. А как вы думаете, из чего строили хаты?
Дети. Хаты строили из глины.
Воспитатель. Чем белились стены снаружи и внутри .
Дети. Стены снаружи и внутри белили известью.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужна печь?
Дети. Печь нужна для того чтобы было тепло, чтобы приготовить кушать.
Воспитатель. Ребята сейчас с вами будем варить настоящий кубанский борщ.
Игра «Варим борщ»
(На стол ставит чугун, настоящие овощи: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, перец.)
Воспитатель. Сейчас вы будите отгадывать загадки, а я буду эти отгадки класть в чугун. И получится у нас отменный борщ.
Загадки:
Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.
(морковь)
Над землей трава, под землей - алая голова.
(свекла)
Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла.
(картофель)
Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
(капуста)
Как на нашей грядке, выросли загадки-
сочные, да крупные, вот такие круглые.
летом зеленеют, осенью краснеют.
(помидоры)
А на этой грядке - горькие загадки.
33 одежки, кто их раздевает – слезы проливает.
(лук)
Игра (по двум словам отгадай всю пословицу)
Коса-камень (Нашла коса на камень)
Лес-дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)
Шило-мешок (Шила в мешке не утаишь)
Дело-мастер (Дело мастера боится)
Язык-дело (Не спеши языком, торопись делом)
Труд-лень (Труд человека кормит, а лень-портит)
Хлеб-вода (Хлеб да вода-казацкая еда)
Холод-молод (Что там холод, коли казак молод)
Игра «Назови ремесло»
Воспитатель
берет один из предметов кубанского быта находящийся на подворье. Дети
должны назвать ремесленника, изготовившего этот предмет. (печка –
печник, изгородь – плотник, дом – строитель, скатерть, наволочка
–вышивальщица).
Воспитатель. А теперь по традиции пришло время лепить вареники.
Лепка «Вареники»
(дети вместе с воспитателем лепят вареники)
Подвижная игра «Вокруг куреня хожу».
Цель: Упражнять в ловкости, быстроте, ходьбе по кругу, знакомство с
казачьими словами (курень) .
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук.
Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? »
Водящий отвечает: «Это я, казачка Анфиса»
Ребенок: - Зачем пришла?
Водящий: - Побежим наперегонки.
Дети
разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего
ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза,
со сменой водящего.
Итог занятия: Мы
с вами сегодня убедились в том, что, несмотря на время, условия и
традиции кубанского народа сохраняются. Меняется только материал, из
которого люди строят свои дома, меняются сами дома, остается душа
казаков привыкших жить в своих домах, где все сделано своими руками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий