Арт-Экообъект "Кубанское подворье"

АртЭкообъект 9 "Кубанское подворье" представлен в виде казачьего подворья, его хозяев казака Захара и казачки Анфисы:


 
Конспект 
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему:
«Тепло и уют в казачьей хате»

Программные задачи:
1. Дать детям доступное их пониманию представление о жизни из предков.
2. Воспитывать любовь к малой Родине и родному краю.
3.Учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на поставленные вопросы, закрепить умение  выразительно читать стихотворение.
4. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
5. Закрепить представления о быте казаков в прошлом и современной жизни в казачьих станицах и знание основных традиционных ремесел.
6. Учить лепить вареники из теста, развивать мелкую моторику, умение прищипывать и оттягивать тесто.  Развивать ловкость, координацию движения, чувство соперничества.
Наглядный материал. Иллюстрации хат казаков в прошлом, макет «Подворье казака» и  макет «Тепло и уют в казачьей хате», чугун,  свежие овощи, тесто,  творог, доски для лепки, стеки и ложечки  по количеству детей, салфетки, музыкальное аудио с кубанской песней «Варенечки».
Словарная работа:  Подворье казака, хата,   хлев, конюшня, сено, стог, колодец,  мельница, телега,  изгородь, хутор, станица.
Предварительная работа: беседы о быте и традициях кубанских казаков, просмотр фотографий и картин с изображением казаков. Заучивание и понимание смысла кубанских пословиц и поговорок.
Ход занятия.
    В одной стороне групповой комнаты стоят полукругом стульчики, в другой  стоит макет «Кубанского подворья».
    Дети входят в группу, садятся на стулья.
   Сегодня мы будем беседовать о том, как жили, на Кубани ваши прабабушки и прадеды, какие традиции были в старину у кубанских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях. И вы должны это знать.
Родина для каждого из нас начинается с родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.
Чтение стихотворения:
Лучше нет родного края
 Жура-жура-журавель!
 Облетал он сто земель.
 Облетал, обходил,
 Крылья, ноги натрудил.
 Мы спросили журавля:
 — Где же лучшая земля? —
 Отвечал он, пролетая:
 — Лучше нет родного края!
П. Воронько
 Воспитатель задаёт вопрос детям:
Воспитатель. Ребята, где мы с вами живем?
Дети. Мы живем на Кубани.  
Воспитатель.  А как называется наш край?
Дети. Наш край называется Краснодарский
 Воспитатель.   А кто знает, как называется наш город?
Дети. Краснодар .
Воспитатель.   А кто знает, какая  протекает у нас река?
Дети. У нас протекает река Кубань.
Физкультминутка.
 (Дыхательная гимнастика)
Люблю тебя, земля родная.
Куда не глянь – поля без края
Течет Кубань, пестрят луга…
Ой, земля моя родная,
Всегда ты сердцу дорога.
Рассказ воспитателя.
Давайте пройдем с вами к макету. Это кубанское подворье, посмотрите на него и послушаете мой рассказ.
    Давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в хуторах и станицах. Семьи были большие, состоящие из 10 и более детей, родителей.
    У каждой семьи было свое подворье, которое огораживалось изгородью.
Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.
    Вся семья жила в одной хате, так назывался дом, где жили люди.
    Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.
    В хате было два, три окна и двери, посреди хаты висела люлька с младенцем, стояла большая печь, стол, лавочки, кровать с вышитыми подушками и покрывалом, главным украшением хаты была икона с рушником.
Казак одет в рубаху, шаровары, папаху,  сапоги.  А  казачка одета в         рубаху, юбку, передник,  на голове лента.
 Вопросы к детям по рассказу:
Воспитатель. Где жили казаки с семьями?
Дети. Казаки с семьями жили в хуторах, станицах.
Воспитатель. Как назывался дом раньше?
Дети. Дом раньше  назывался хата.
Воспитатель. Как называется по-другому забор?
Дети. Забор по-другому назывался  изгородь.
Воспитатель. Чем раньше укрывали крышу?
Дети. Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.
Воспитатель. А как вы думаете, из чего строили хаты?
Дети. Хаты строили из глины.
Воспитатель.  Чем  белились стены снаружи и внутри .
Дети.  Стены снаружи и внутри белили известью.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужна печь?
Дети.  Печь нужна  для того чтобы было тепло,  чтобы приготовить кушать.
Воспитатель. Ребята  сейчас с вами  будем варить настоящий кубанский борщ.
 Игра  «Варим борщ»
 (На стол ставит чугун, настоящие овощи: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, перец.)
Воспитатель. Сейчас вы будите отгадывать загадки, а я буду эти отгадки класть в чугун. И получится у нас отменный борщ.
 Загадки:
 Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.
(морковь)
 Над землей трава, под землей - алая голова.
 (свекла)
 Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла.
 (картофель)
 Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
 (капуста)
Как на нашей грядке, выросли загадки-
 сочные, да крупные, вот такие круглые.
 летом зеленеют, осенью краснеют.
 (помидоры)
 А на этой грядке - горькие загадки.
 33 одежки, кто их раздевает – слезы проливает.
 (лук)
Игра (по двум словам отгадай всю пословицу)
Коса-камень            (Нашла коса на камень)
Лес-дрова                (Чем дальше в лес, тем больше дров)
Шило-мешок           (Шила в мешке не утаишь)
Дело-мастер             (Дело мастера боится)
Язык-дело                (Не спеши языком, торопись делом)
Труд-лень                 (Труд человека кормит, а лень-портит)
Хлеб-вода                 (Хлеб да вода-казацкая еда)
Холод-молод            (Что там холод, коли казак молод)
Игра «Назови ремесло»
Воспитатель берет один из предметов кубанского быта находящийся на подворье. Дети должны назвать ремесленника,  изготовившего этот предмет. (печка – печник, изгородь – плотник, дом – строитель, скатерть, наволочка –вышивальщица).
Воспитатель. А теперь  по традиции пришло время лепить вареники.
Лепка «Вареники»
 (дети вместе с воспитателем лепят вареники)
Подвижная игра «Вокруг куреня хожу».
 Цель: Упражнять в ловкости, быстроте, ходьбе по кругу, знакомство с
 казачьими словами (курень) .
 Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
 «Вокруг куреня хожу
 И в окошечки смотрю,
 К одному я подойду
 И в окошко постучу»
 Тук-тук.
 Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? »
 Водящий отвечает: «Это я, казачка Анфиса»
 Ребенок: - Зачем пришла?
 Водящий: - Побежим наперегонки.
 Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
Итог занятия: Мы с вами сегодня убедились в том, что, несмотря на время, условия и традиции кубанского народа сохраняются. Меняется только материал, из которого люди строят свои дома, меняются сами дома, остается душа казаков привыкших жить в своих домах, где все сделано своими руками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий