Понятие "биоценоз" является одним из центральных в экологии и раскрывает
основные закономерности жизнедеятельности живых организмов, их
взаимосвязи и взаимозависимости в сообществе совместно обитающих на
ограниченной территории растений и животных. Без освоения этого понятия
на доступном для
дошкольника уровне невозможно сформировать у него экологическое сознание, умение
общаться с природой не нанося ей вреда.
У детей старшего дошкольного возраста возможно формирование
представлений о биоценозе луга при следующих условиях: если знания о
биоценозе формируются, прежде всего, как система знаний о растениях и
животных, отражающая существенные признаки, условия и способы
существования вначале на уровне единичных представлений, а затем и
элементарных понятий; если процесс формирования представлений идет от
фактических знаний об особенностях жизни конкретных организмов к
пониманию видовой популяции, от отдельных связей и межвидовых отношений к
установлению цепочки биоценологических связей и на их основе — освоение
закономерностей функционирования биоценоза, имеющих
наглядную представленность; если используется система методов обучения (наблюдения, моделирование,
игры экологического содержания, опыты, экологические сказки,
экотренинг
и др.), обеспечивающая комплексный подход, постепенность вхождения
ребенка в мир связей и отношений живых организмов, учет
эмоционально-чувственного восприятия объектов природы, единство
познания, переживания и действия.
Сформированная система экологических представлений о биоценозе будет способствовать воспитанию
ценностных ориентаций личности, экологически мотивированному поведению детей в природе.
Арт-ЭКОобъект "Солнечная лужайка" включает в себя различные формы работы с дошкольниками по ознакомлению их с растениями луга, восприятию "лужайки" как места обитания живых организмов. Ребенок в познании воспринимает "Луг" как экологическую микро-систему, отдельный мирок со своими законами и взаимосвязями и учится относится к нему бережно и с уважением!
Комментариев нет:
Отправить комментарий